Автоматическая коробка передач – современное высокотехнологичное устройство, предназначенное для автоматизированного изменения величины крутящего момента в трансмиссии автомобиля в зависимости от режима движения, учитывая при этом предпочтения и общие управляющие команды воителя. Одной из наиболее сложных и высоконагруженных деталей АКПП является гидроблок, предназначенный для распределения трансмиссионного масла, то есть своевременной подачи управляющих команд к исполнительным элементам механизма.
В процессе работы коробки гидроблок воспринимает большие линейные и ударные нагрузки, вызванные изменением направления движения и давления рабочей жидкости. Кроме того, множество механических компонентов, находящихся в постоянном движении, неизбежно изнашиваются в результате трения. Высокое качество изготовления современных гидроблоков позволяет им выдерживать подобные нагрузки, однако при проектировке учитываются исключительно нормальные, эталонные условия внешней и внутренней среды. Некоторые нарушения этих условий способны привести к поломке или ускоренному износу детали, что, в свою очередь, способно повлечь длительный, сложный и дорогостоящий ремонт. Для предотвращения подобных последствий не следует допускать следующих ситуаций:
- использование некачественного трансмиссионного масла или сильная задержка его замены – опасны появлением химических или механических примесей в жидкости, действующих по принципу абразива (износ поверхностей при трении) или тромба (перекрытие мелких каналов);
- начало движения в зимнее время до разогрева трансмиссионного масла – нарушает температурный баланс, ухудшает плотность притирки деталей, способно вызвать микротрещины в структуре металла;
- движение на высоких скоростях сразу же после пуска ДВС – вызывает ускоренный рост температуры и работу механических компонентов при недостаточном уровне смазки;
- несвоевременная замена охлаждающей жидкости, ее низкий уровень или игнорирование поломок охлаждающей системы – как причина недостаточного охлаждения маслоприемника;
- нарушение работы электронного блока АКПП – сбивает режимы работы гидроблока, что негативно сказывается на его ресурсе, поэтому если диагностика выявляет подобные проблемы, их необходимо устранять в кратчайший срок.
Несмотря на совершенство современных диагностических механизмов, вовремя определить и предотвратить дальнейшее развитие неисправностей гидроблока крайне сложно. На средних и поздних стадиях индикатором нарушений в работе устройства становятся:
- скрип, скрежет, сильные вибрации при переключении передач;
- толчки и удары при смене режимов движения;
- остановка ДВС при попытке установить рычаг в положение «D»;
- иногда – свечение индикатора «поломка КПП».
В любом случае, до демонтажа и разборки гидроблока наверняка определить его поломку и степень износа невозможно. Поэтому мы рекомендуем не забывать, что залогом долгого и надежного функционирования автоматической коробки является точное следование указанным выше рекомендациям, а при возникновении первых признаков поломки немедленно обращаться в центры квалифицированной диагностики.