Работой систем современного автомобиля управляет точная электроника. Она контролирует подачу топлива в цилиндры двигателя, руководит управляемыми элементами трансмиссии, корректирует процессы разгона и торможения, а также осуществляет множество других функций, упрощающих вождение и обеспечивающих безопасность движения. Все это входит в задачи компьютеризированного блока управления.
Очевидно, что сложность организационной структуры блока управления затрудняет выявление ошибок и неисправностей, делая классические методы диагностирования автомобиля практически бесполезными. В таком случае используют компьютерную диагностику, которая позволяет:
- выявить нарушения в работе электроники и блока управления;
- выявить износ механических узлов и механизмов;
- оптимизировать программное обеспечение под комплектацию автомобиля или новый интерфейс модели;
- повысить эксплуатационные показатели (чип-тюнинг).
Диагностика выполняется при помощи сложного операционного сканера с предустановленным ПО. Он подключается к диагностическим разъемам автомобиля и записывает все передаваемые в его электронных модулях коды. Затем программа систематизирует и анализирует полученные данные и выводит на дисплей сведения об обнаруженных ошибках. Кроме того, многие системы предоставляют возможность записи числовых параметров работы отдельных узлов и агрегатов. Например:
- Параметров двигателя – частота вращения коленчатого вала, крутящий момент, мощность, компрессия, моменты срабатывания механизмов впрыска и воспламенения смеси.
- Параметров трансмиссии – соотношения передаточных чисел и режимов движения, моменты переключения АКПП, расчетные величины износа и люфта механических передач.
- Параметров подвески и ходовой части – расчетные величины свободных ходов и люфтов, степень износа резины время срабатывания и величины распределения усилий системами ABS, ESP и др.
- Точности показаний контрольно-измерительных приборов – на основе сравнительного анализа с режимами работы.
Массовое внедрение единых стандартов шин обмена на территории стран ЕС, в США и Японии позволило несколько унифицировать контрольное компьютерное оборудование, результатом чего стала возможность комплексного контроля технического состоянии большинства современных автомобилей на оборудованных соответствующим образом станциях технического обслуживания. Аналоговые диагностические приборы и методы, связанные с их использованием, постепенно отходят в прошлое, и вскоре компьютерная диагностика может остаться единственным способом выявления неисправностей.